http://prom1.livejournal.com/1285572.html

(Из книги «Сербская руна» авторов Олега Валецкого и Браниславы Совиль, вышедшей на сербском языке в издательстве «Пешич и синови» в Белграде в 2014 году)

Книгу «Сербская Руна» Олега Валецкого и Браниславы Совиль можно приобрести по ссылке
http://www.delfi.rs/knjige/60231_srpska_runa_knjiga_delfi_knjizare.html

В современной исторической науке Российской Федерации выяснение расовых антропологических особенностей древних народов ныне не слишком популярный вид научной деятельности.
Между тем, в России до революции данному вопросу уделялось куда большее внимание, и одним из основоположником данного направления считается русский историк и антрополог Григорий Ефимович Грумм-Гржимайло (1860-1936)-почетный член двух географических обществ – Российского и Нидерландского, который в период с 1920 по 1930 гг. являлся вице-президентом Географического общества СССР. Его взгляды пользовались поддержкой целого ряда тогдашних ученых, в частности, российских академиков – историка-востоковеда С.Ф. Ольденбурга (1863-1934) и историка-антиковеда М.И. Ростовцева (1870-1952).
В работе «Расология – наука о наследственных качествах людей» В.Б. Авдеева приводятся данные из исследований Григория Ефимовича Грумм-Гржимайло который, исследовав Памир, Забайкалье, Монголию, Приморье и северную часть Китая, пришел к выводу, что исходным биологическим типом, создавшим культуру на этих просторах, был европеоидный. В монографии «Почему китайцы рисуют демонов рыжеволосыми? (К вопросу о народах белокурой расы в Средней Азии)» (СПб., 1899) Грумм-Гржимайло писал: «Одним из до-китайских народов, населявших бассейн Желтой реки, были рыжеволосые ди… Что «ди» принадлежали к белой (и, вероятно, белокурой) расе, подтверждается и тем обстоятельством, что среди них были великаны.
Подобное предположение не заключает в себе ничего невозможного. В доисторические времена белая раса имела совершенно иное распространение, чем теперь. Ее остатки в различных градациях метисации и теперь сохранились в Полинезии и на Зондских островах, в Индокитае, в Южном Китае, в Маньчжурии, в Японии, на крайнем северо-востоке Сибири и в Северной Америке; наконец, в Северном Китае и по настоящее время сохранился еще длинноголовый тип. Следы крови белой расы видны и среди некоторых частей населения Бутана, Непала и Кашмира, чем, между прочим, и объясняется их длинноголовость, прямо поставленные глаза и тонкий, прямой нос».
В своей следующей работе «Белокурая раса в Средней Азии» (СПб, 1909)», Г. Е. Грумм-Гржимайло пишет: «Раскопки могил в пределах Алтайско-Саянского нагорья указывают нам на эту горную область как на продолжительную стоянку длинноголовых. Сюда, надо думать, и должны были, главным образом, передвинуться если не автохтоны Забайкалья, то последующее длинноголовое население этой области, принадлежавшее, подобно длинноголовым алтайцам, к высшей расе, скорее всего, даже европейской, что доказывается как формой их черепов, так и гипсовыми масками, из коих многие отличаются замечательной красотой и чертами лица совершенно европейскими».
Представителями европейской расы Грумм-Гржимайло считал динлинов, когда-то служивших, по его данным, в гвардии, китайских императоров. Динлины, согласно Грумм-Гржимайло, были высокого роста, крепкого телосложения, с белым цветом кожи и с кавказским обликом лица. Как пишет Грумм-Гржимайло: «…Динлины, хотя и жили деревнями, окруженными пашнями, но вели полуоседлый, полубродячий образ жизни, так как охота составляла всегда главнейший промысел». Потомками динлинов в Азии Грумм-Гржимайло считал хакасов, шорцев, енисейских остяков (кетов), отчасти киргизов.


Карта расселения древних племен Восточной Азии.Карта А.Родионова

В книге Авдеева «Расология – наука о наследственных качествах людей» приводятся строки, написанные другим русским ученым – Александром Ивановичем Вилькинсом, в его монографии «Антропологические темы в Средней Азии» (М., 1884): «Я осматривал множество горных киргизов, населяющих внутренние части Тянь-Шаня, во время путешествия по Кашгарской границе, и не мог не заметить несколько экземпляров, обращающих на себя внимание другими ненормальными для среднеазиатских киргизов признаками. Это были индивидуумы русые, даже почти белокурые. Кроме того, они имели серо-голубые глаза. Мне показалось даже, что и лица этих особей были более правильны, особенно склад глазниц, чем у их сородичей с типичными черными волосами и карей радужиной. Что такая особенность могла быть унаследована от древних обитателей Иссык-кульского побережья, не должно подлежать сомнению; вспомним, что в этом месте еще до начала нашей эры жило голубоглазое и белокурое племя Уссуней. Уссуни были долихоцефалы. Невольно вспоминались мне рассказы о белокурых голубоглазых людях, встречаемых среди Памирских племен и, сопоставив наблюдения, приведенные выше, мне казалось, что в сущности нет поводов отрицать возможность воссоздания при помощи тщательного анализа в общих чертах угасшей теперь ветви горных арийцев, отличавшихся русыми волосами, голубыми глазами и удлиненным черепом».
К аналогичным выводам о существовании еще сохранившегося европеидного типа древних «праиндоевропейцев» пришли также русские ученые – С. Д. Масловский (в ходе исследований в Средней Азии с 1895 по 1899 годы), Н. А. Аристов (в своих исследованиях о горцах Припамирья в 1900 году), Д. Н. Анучин (в ходе экспедиции к енисейским остякам) и А.И. Харузин (в ходе экспедиций по территории Персии).
Казалось бы, нет смысла оспаривать очевидный факт, что древние иранцы принадлежали к европеидной расе, но ныне подобное утверждение некоторыми черезчур усердными российскими «экспертами» трактуется как пропаганда «национально-расового превосходства над иными народами», ибо, признав факт того, что древние персы антропологически были похожи на современных европейцев, то тем самым приходилось бы современным российским историкам согласиться с заключениями германских историков начала 20-го века, что древние персы имели арийский облик, и что ныне можно было бы трактовать как пропаганду идей о расовом превосходстве “белой“ расы.
Между тем то, что древние персы принадлежали к европейской расе, доказывает и то, что нуристанцы, живущие на севере Афганистана и Пакистана, как раз и отличаются европеоидным обликом и светлыми волосами, и свидетельствует о том, что они и являлись потомками древнего арийского народа, завоевавшего в древности Индостан, что подтверждается работами антропологов Дэвида Каца (David Katz) и Ричарда Странда (Richard Strand)(«The Kafirs of the Hindu Kush: Art and Society of the Waigal and Ashkun Kafirs».Max Klimburg. Steiner. Stuttgart 1999. Vol. I).


Девушка-нуристанка.Фото из архива Сергея Дерина

Собственно, сама данная область, согласно «Энциклопедии религии и этнологии» («Encyclopedia of Religion and Ethics».Edited by James Hastings Edited by James Hastings. New York. Charles Scribner’s Sons) , исторически согласно авторам, писавшим на санскрите, была заселена народом дардов, упоминавшимся еще в самой Махабхарате как дарады, как и римским историком Плинием.


География Индии согласно работам греческих авторов раннего периода
из книги «Historical Atlas of South Asia», Edited by Joseph E. Schwartzberg


Индия из эпоса „Рамаяна“


Индия из эпоса „Махарабьхарата“

В новое время дарды назывались их соседями кафирами, вследствие сохранившихся у них до 19го века языческих обычаев и верований поклонения силам природы, которые, по мнению исследователя Нуристана профессору Смитсониановского института и университетов «Корнвел» и «Браун» Ричарду Странду(Richard F. Strand), представляли собою архаичную форму индуизма.
Вследствие этого соседи дардов, принявшие ислам, называли их страну Кафирстаном, хотя сами жители этой области так себя не называли, а называли себя по названиям племен, на которые они были разделены. Впоследствии название Кафирстан было заменено названием Нуристан, имевшего арабский корень «нур», то есть свет.
Первым европейцем, описавшим Кафирстан, был сэр Джордж Скотт Робертсон (Sir George Scott Robertson), опубликовавший в I896 году книгу «Кафиры Гиндукуша»(«The Kafirs of the Hindu Kush»).
Что касается языка дардов, то официально он был открыт британским доктором Г. В. Лейтнером в 1866 году и был описан в его книге «Дардистан,Кашмир,Малый Тибет,Ладак,Занскар» („Dardistan, Kashmir, Little Tibet, Ladak, Zanskar, &c.,“G. W. Leitner).


Карта «Лингвистическая география Индии» из книги «A Historical Atlas of South India», Edited by Joseph E.Schwartzberg

Вместе с тем, как пишет специализирущийся на языках Южной Азии профессор Университета Беркли в Калифорнии Джон Мок(John Mock, Ph.D.University of California, Berkeley), термин доктора Лейтнера закрепился, главным образом, у западных ученых, как, например, у Г. А. Гриерсона(G.A.Grierson), тогда как сами местные племена не называли себя дардами, говоря каждый на своем наречии, делящемся на две основные группы-собственно дардскую и кафирскую и с тем, что единственный литературный дардский язык существовал на кашмирском наречии.
Дардские языки являются одной из групп индоевропейских языков, на которых и говорит население Нуристана от Кабульской долины до Кашмира, в литературе эту группу языков иногда называли языки Писача (Piśâca) – по старому названию населения северо-западной Индии, означавшее в санскрите демонов-каннибалов, с которыми индийцы часто ассоциировали дардов.
До сих пор четко не определенны различия между этническими группами дардов, проживающих в основном в Северо-Западном Пакистане, и нуристанцев (кафиров), проживающих в Северо-Восточном Афганистане. Долгое время считалось, что и дарды и нуристанцы говорят на одном языке, с тем, что дардский язык является, по мнению многих лингвистов, древней «архаичной» версией санскрита,тогда как кафирский или нуристанский представляет смесь дардского с иными языками.
Нуристанский язык был выделен в отдельную группу лишь в 70ых годах 20го века норвежским лингвистом Георгом Моргенштерном(Georg Valentin von Munthe af Morgenstierne) и ныне насчитывается, согласно профессору Ричарду Странду, пять основных наречий нуристанского языка, тогда как наречий дардского языка насчитывается до двадцати, причем единой класификации этих наречий еще нет. Так, одно из самых известных их племен Калаши,частично сохранившее до сих пор многие языческие обычаи,в том числе рангирование мужчин по числу убитых врагов,говорит на нескольких наречиях.
Точно также не класифицированны и этнические группы дардов-нуристанцев, которых только у нуристанцев, согласно Ричарду Странду, насчитывается до пятнадцати ,ибо они себя продолжают идентифицировать по племенам.
Вместе с тем, в среде дардов-нуристанцев до сих пор сохранен высокий процент лиц, обладающих европейским внешним обликом, и многие дарды до сих пор продолжают исповедовать язычество.


Мужчина из религиозной группы кяфиров,принадлежащих к народности нуристанцев проживающих в области Северного Афганистана и Западного Пакистана.Фото из архива Сергея Дерина

Сами дарды исторически проживали и в Тибете, но там, согласно А.Х.Францке(«A history of Ladakh».A. H. Francke.Sterling Publishers PVT LTD. New Delhi), они как и другой европеоидный народ, были ассимилированны монголоидными тибетцами.
Существует достаточное число и других свидетельств о существовании в Древнем Китае народа европеоидного облика. Так, французский этнограф Абель Ремюз в 1820 году писал о том, что в китайских летописях о древних народах – динлинах, хакасах и усунях – обитавших к северо-западу от китайцев, говорилось как о белокурых и голубоглазых людях, а среди гуннов существовало племя эфталитов, или белых гуннов, как раз и отличавшихся светлыми волосами.
Впрочем, еще персидский историк Рашид эль-Дин писал, что Чингиз-хан родился в племени Борджигин, что означало «голубоглазые», а сам Чингиз-хан как известно из сделанных при его жизни изображений, имел рыжие волосы и бороду.


Изображение Чингиз-хана и фото современных монгол.Фото с сайта Роберта Сепехра

Также и у Гумилева можно найти строки о наличии в монгольском эпосе свидетельств о том, что предками монгол были люди европеоидного облика.
В древности границы распространения белой расы простирались практически по всей Азии, и, как пишет сербский историк Ольга Лукович-Пьянович в своей книге «Сербы народ древнейший (Србе-народ најстарији)», 19 февраля 1981 года в “Chicago Tribune” появилась статья о находке в Китае мумии, возраст которой был определен радиоуглеродным методом в 6740 лет, и она представляла собой женщину «белой расы».
То, что просторы Сибири и Урала были в древности заселены европеоидным населением, подтверждается и работами современных ученых, которых «неоромантиками» назвать нельзя. Так согласно И.И. Гохману и В.А. Дренову, существует предположение о том, что представители «средиземноморской расы» участвовали в формировании древнего населения цивилизаций Тувы и Верхнего Приобья.
Также А.Г. Козинцев в своей работе «Так называемые средиземноморцы Южной Сибири и Казахстана, индоевропейские миграции и происхождение славян» (Музей антропологии и этнографии РАН), описывает археологические находки, которые доказывают «общность» «елунинцев» и «окуневцев» Тувы с населением Западной Европы эпохи бронзы (Ковалев, 2007г.).
А.Г. Козинцев пишет, что индоевропейцы двигались внутрь Азии, и это подтверждают мумифицированные тела людей эпохи бронзы и раннего железа из Синьцзяна, представлявших собой русоволосых европейцев, причем Козинцев приводит также мнения К.Н. Солодовникова и С.С. Tура о том, что люди из Синьцзяна вполне могли быть родственными «елунинцам» Тувы. Kозинцев подкреплял свои заключения исследованиями Савинова (1994), Мачинского (1998) и Ковалева (1998) и делал вывод, что скифы пришли как раз из «глубин Азии».
Козинцев, после научного анализа многочисленных данных, как возможных скифов рассматривал «окуневцев» из Тувы и «катакомбников» с реки Молочной (Приднепровье),как и представителей ряда культур поздненеолитической серии конца IV тысячелетия до Рождества Христова, найденных в Осторфе на севере Германии. Притом, согласно исследованиям Солодовникова и Тура, «елунинцы» также являются мигрантами и потому, по Козинцеву, ближе всего к «елунинцам» относятся скифы из Верне-Тарасовки в Нижнем Приднепровье, и опять-таки «окуневцы».
В современной науке лишь в последнее время закрепилось мнение, что скифы были все таки европеоидным народом, причем широко распространенным по всей Азии.
Открытие в 1993 году в кургане скифского времени на плато Укок на Алтае захоронения скифской знатной женщины экспедицией новосибирского археолога Натальи Полосьмак, около границы с Монголией, вызвало тогда сенсацию.


Тело скифянки, найденной при раскопках кургана на Алтае в 1993 году и хранящееся в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке.Фото «Аргументы и Факты» http://www.aif.ru/


Обследование тела скифянки найденной при раскопках кургана на Алтае
Фото «Аргументы и Факты» http://www.aif.ru/
После того, как была проведенна реконструкция ее головы специалистами московской лаборатории Герасимова по костям черепа,то явилось лицо европеоидного типа и, более того, достаточно схожего со славянским обликом с тем, что никаких следов монголоидной расы на лице этой скифянки не наблюдалось. Сам возраст захоронения был определен в лаборатории Института археологии и этнографии Сибирского Отделения РАН в Новосибирске в районе двух с половиной тысяч лет.

Реконструкции головы скифянки, найденной при раскопках кургана на Алтае, проведенное специалистами московской лаборатории Герасимова по костям черепа
Фото «Аргументы и Факты» http://www.aif.ru/
Так же и в Туве, при раскопках «Долины царей» на участках «Аржаан-1» и «Аржаан-2», были обнаружены останки скифских царя и царицы, и экспертиза установила, что останки принадлежат к европеоидной расе, хотя, конечно, трудно, как и в предыдущем случае, определить по отдельным образцам общий физиологический тип скифов и их расовые особености.
Трудно не заметить, что направления многих древних миграций на просторах Европы и Азии соответствовали районам расселения древних скифов, которых вполне возможно связать с древним арийским «пранародом».
Конечно, на данный момент подобная связка не подкрепляется в достаточной мере научными доказательствами, тем более, что, согласно общепринятому ныне в исторической науке мнению, скифы, как народ, сформировался только начиная с 7-го века до Р.Х.
Тем не менее, на основе современных исследований, вполне может закономерное предположение, что на просторах от Северного Причерноморья, Прибалтики и Средней Азии до Алтая и Синьцзяна существовал единый скифский народ европеоидного облика, с тем, что наряду с ним данные территории населяли и иные народы.
Как известно, Геродот называл скифами народ, занимавший Северное Причерноморье и Среднюю Азию. Также Геродот пишет («История» 7-64), что скифов персы звали саками, и населяли Пятнадцатую сатрапию персидского царства, находившуюся в Средней Азии. Нигде, ни в одном тексте какого-либо античного историка не пишется, что персы считали, что они и скифы имели общие корни и говорили схожим языком, хотя в древности общность происхождения была очень важным фактором, нередко священным, и древние историки не пропускали возможность подчеркнуть подобную общность.
Потому не совсем ясно, почему скифы, в том числе скифы-землепашцы Геродота, жившие, согласно Геродоту, в верховьях рек, впадавших в Черное море, были провозглашены иными современными историками иранским племенем, когда следы их письменности не обнаружены, их язык так и не был дешифрован, а заключения делаются только на основании некоторого сходства находок из скифских курганов с находками из персидских могильников.
Так же неясно, какими доказательствами располагают те историки, которые считают, что действительно жившие в тех краях протославяне, ассоциируемые с культурой «боевых топоров», не представляли единого народа с кочевыми скифами. Разве история не полна примеров существования одной этнической общности, тех же арабов наконец, ведущих как кочевой, так и оседлый образ жизни.
Однако с таким же успехом можно найти сходство между памятниками персидского и арамейского народов в Месопотамии, в силу естественного взаимопроникновения культур.
Китайский путешественник Чжан Цзянь (Второй век от Рождества Христова) писал, что на всем протяжении от Давани (Фергани) до Аньси (Парфии) говорили на одном иранском языке(«Всемирная история», том II (1956) глава XIII. О.В. Кудрявцев, М.М. Дьяконов), и тогда удивительно, почему в Северном Причерноморье и в Сибири не сохранилось памятников достаточно развитой к тому времени иранской письменности, раз уж скифы по подобной логике были иранцами.
Персидский царь Дарий, перечисляя подвластные ему народы, упоминает три вида саков, в том числе саков «тех, что за морем», под которыми В.В.Григорьев, автор монографии «О скифском народе-саках» (Типография Императорской Академии наук.Санкт Петербург.1871 г.), понимал скифов, живших в Северном Причерноморье, причем, как пишет Григорьев, на Бисютинской надписи среди девяти бунтовщиков, казненных Дарием, фигура сака была облачена в полном соответствии с описанием Геродотом облачения скифов.
В Тридцать пятой главе Второй книги сочинений Диодора Сицилийского пишется, что, согласно Мегасфену, Индия с севера была отделена от Скифии «обитаемой теми из скифов, которые зовутся саками».
Сам Диодор Сицилийский считал родиной скифов области, соседние с Индией. Также и Страбон в восьмой главе одиннадцатой книги своего труда скифов, живущих за Каспийским морем, именовал саками и массагетами.
Народ саков упоминается также в индийских эпосах «Махарабхарата (в отделе Дрона Парва)» и «Рамаяна» как храбрый и воинственный народ, живший, по мнению В.В.Григорьева, на севере от Индии к югу от Тянь-Шаня и к востоку от Гималаев,то есть в областях современного Нуристана и Кашмира.
Наконец, как пишет Григорьев, и китайский историк Баньгу в «Истории Старших Ханей» пишет о народе «Се» жившем, по мнению Григорьева, в Восточном Туркестане,в частности, в районе озера Иссык-Куль, в долине реки Или и в верховьях реки Чуя и на Памире.
Однако, в данном случае возникает вопрос, а каково же было этническое происхождение скифов и на каком языке они говорили.
Ныне распространенно мнение, что скифы говорили на иранском языке, но никаких доказательств тому не предоставляется, и тут возможны различные версии, в том числе та, которую, согласно книге В.В.Емельянова «Древний Шумер. Очерки культуры»(СПб., «Петербургское востоковедение», 2001г.), выдвинул один из тех, кто первым смог прочитать шумерское клинописное письмо в 1853 году-британский майор Генри Раулинсон в 1853 году,который как раз шумерский язык считал скифским.
В.В.Григорьев в книге «О скифском народе-саках» писал, что, по его мнению, как и мнению других европейских историков Ф.Г.Германа,Маннерта,Линднера, древние скифы- саки были славянами,и когда он написал свою книгу,то никто его «псевдоученым» не называл,хотя, конечно, не все с его мнением соглашались.
Одним из доказательств славянского происхождения скифов, помимо их имен собственных, по мнению Григорьева, также был широко распространенный в среде скифов культ топора, являвшийся, как известно, характерной особенностью славянских племен, вплоть до одного из последних славянских племен-карпатских гуцулов.
При этом автор гипотезы о том, что скифы были предками германцев, Чарльз Тернер-автор «Истории Англо-Саксов»(«History of the Anglo-Saxons»), согласно Григорьеву, никаких иных доказательств, кроме созвучия имен саков и саксов не приводит.
Еще более абсурдной, согласно Григорьеву, была гипотеза немецкого востоковеда Мортмана, выдвинувшего в начале 19го века теорию о том, что скифы были турецким племенем, но ни одного доказательства не выдвинувшего кроме того, что, по его мнению, Фраки, упомянутые в Накши-Рустемской надписи, и есть саки, тогда как так же, по его мнению, имя Фраки применялось для обозначения турок.
По мнению же Григорьева, после поражения родственных сакам массагетов (или гетов),живших на границах Китая, гуннами, сами массагеты, разбив в свою очередь саков, затем вместе с ними начали переселение частью на Восточно-Европейскую равнину.
Часть же саков, называемых китайцами народом «се», переселились в нынешний Афганистан и дальше в долину Инда и, как пишет Григорьев, ряд исследователей (Джеймс Тод,М.Эльфистон,Клапрот,Сен-Мартин, К.Риттер,Г.Вильсон) считали потомками скифов,под которыми понимались как саки так и массагеты,пуштунское племя джатов,проживающее в Афганистане и Пакистане.


Пуштунская деревня, носящее имя Люблян и находящееся у реки, носящей имя Тира в провинции Урузган в Южном Афганистане.Фото автора

Впрочем, многие другие исследователи данную теорию опровергали, считая джатов потомками древнего арийского населения Индостана.
Таким образом, ничего необычного в том что скифы могли проживать и в Сибири и в Средней Азии и на Балканах нет,и ничего нет невозможного в том, что именно они и были предками славян.
Ведь и советский академик Б.А. Рыбаков, в книге «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков» отнес начало славянской-русской истории к XV веку до Рождества Христова, и высказал гипотезу, на основании ряда документов, что предками славян были отдельные скифские народы времен Геродота.

Источники
1. «Кыдым из Укока.Богиня древнего Алтая». Живой журнал http://nmtr.livejournal.com
2. Сайт Nuristan -Richard F. Strand http://nuristan.info
3. «The Kafirs of the Hindu Kush: Art and Society of the Waigal and Ashkun Kafirs».Max Klimburg. Steiner. Stuttgart 1999. Vol. I).
4. «Идеи расизма и арийства в России».С.А. Гурулёв
5. Живой Журнал http://aquilaaquilonis.livejournal.com
6. «A history of Ladakh».A. H. Francke.Sterling Publishers PVT LTD. New Delhi
7. «Encyclopedia of Religion and Ethics».Edited by James Hastings Edited by James Hastings. New York. Charles Scribner’s Sons
8. John Mock, Ph.D. http://www.mockandoneil.com/
9. “The Waigal ‘Horn Chair’Author”.M. Alam Nuristani.”Man, New Series, Vol. 6, No. 3 (Sep., 1971) Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland
10. «The Kafirs of the Hindu Kush: Art and Society of the Waigal and Ashkun Kafirs».Max Klimburg. Steiner. Stuttgart 1999. Vol. I
11. «Расология-наука о наследственных качествах людей».В.Б.Авдеев. «Белые Альвы».Москва
12. «Так называемые средиземноморцы Южной Сибири и Казахстана, индоевропейские миграции и происхождение славян.».А.Г. Козинцев. Музей антропологии и этнографии РАН.
13. „Краткая расология Европы“.Гюнтер Ганс.1925 год
14. «Почему китайцы рисуют демонов рыжеволосыми? (К вопросу о народах белокурой расы в Средней Азии)». Г. Е. Грумм-Гржимайло. СПб., 1899

15. «Белокурая раса в Средней Азии» .СПб, 1909. Г. Е. Грумм-Гржимайло

16. «Антропологические темы в Средней Азии» . А.И. Виљкинс, М., 1884.

17. «Славяне. Северный исток».Иван Ташкинов. Томск.2012 г.
18. «Геродот-история в девяти книгах».Издательство «Наука».Ленинград.1972 год.
19. „Страбон-География в 17 книгах“.Издательство „Наука“.1964 год
20. «О скифском народе-саках».Монография.В.В.Григорьев.Типография Императорской Академии наук.Санкт Петербург.1871 г.
21. “Древний Шумер. Очерки культуры”. В.Емельянов СПб., «Петербургское востоковедение», 2001г.
22. «Всемирная история»-Том первый.Древний мир.Оскар Егер.«Специальная литература».Санкт-Питербург.1997-1999 г.
23. Всемирная история, том II (1956) глава XIII. О.В. Кудрявцев, М.М. Дьяконов.
24. «Србе-народ најстарији». Ольга Луковић-Пьяновић. «Мирослав». Земун(Белград). 2003 г.

Видео презентация книги „Сербская Руна“ Олега Валецкого и Браниславы Совиль в историко-культурном центре „Андрич Град“ в Вышеграде в Республике Сербской

Advertisements